Экспертные сообщества
Формирование экспертного сообщества
Подготовка и организация профессиональных экспертных сообществ, на основе разработанных и успешно апробированных консалтинговых технологий, представляется одним из ключевых механизмов научно-методического сопровождения управления целенаправленным развитием образовательных учреждений в соответствие с приоритетами развития системы образования.
Экспертные сообщества формируются из руководителей образовательных учреждений, а также их заместителей; управленческого резерва системы образования; специалистов органов управления образованием; научных руководителей и консультантов образовательных учреждений.
1-й шаг. Подготовка экспертов-консультантов на основе 144-х часовой программы дополнительного профессионального образования «Экспертно-проектное управление развитием образовательных организаций в условиях реализации приоритетов образовательной политики Российской Федерации», реализуемой Институтом дополнительного образования МГПУ. В 2014 году программу успешно завершили 64 выпускника.
2-й шаг. Из лучших выпускников данной программы формируются ядра окружных экспертных сообществ. На данный момент присвоены именные сертификаты экспертов-консультантов 20-ти специалистам (обладатели сертификатов могут распечатать их непосредственно с сайта!). Процесс присвоения звания экспертов-консультантов продолжается! Для этого кандидаты (выпускники нашей программы повышения квалификации) должны представит презентации по итогам проведённой в своих школах экспертизы).
3-й шаг. Организация регионального координационно-ресурсного центра на базе вновь созданной в МГПУ лаборатории гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования (заведующий лабораторией профессор В.А. Ясвин).
Основные задачи координационно-ресурсного центра заключаются в следующем:
-
аккумулирование методического арсенала проведения системных экспертиз в образовательных учреждениях;
-
аккумулирование опыта проведения системных экспертиз в образовательных учреждениях (публикаций, Интернет-ресурсов и т.п.);
-
совершенствование профессионального уровня своих консультантов путем ведения системного мониторинга образовательных учреждений, на базе которых они организованы, осмысления собственного методического опыта;
-
популяризация методологии системной экспертизы школ в образовательном сообществе, вовлечение новых образовательных учреждений в проведение таких экспертиз;
-
проведение обучения и стажировок руководителей и педагогов для освоения ими соответствующей идеологии и технологий;
-
формирование команд компетентных экспертов для консультационной поддержки и супервизии на начальных стадиях внедрения системы в образовательных учреждениях;
-
консультирование специалистов, проводящих экспертизы в своих образовательных учреждениях.
4-й шаг. Формирование единого информационного поля для дистанционного консультирования окружных экспертных сообществ и образовательных учреждений специалистами городского координационно-ресурсного центра. Эту функцию должен выполнять, в частности, данный сайт.
5-й шаг. Создание Управляющего совета городского экспертного сообщества, в который входят научный руководитель и консультанты проекта (сотрудники лаборатории гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования МГПУ и руководители образовательных учреждений (директора или их заместители), для стратегического управления развитием регионального экспертного сообщества.
6-й шаг. Формирование «Московского клуба экспертов в сфере образования», в который должны войти наиболее заинтересованные и компетентные специалисты из всех образовательных учреждений, участвующих в проекте, а также научные руководители проекта, научные сотрудники и преподаватели вузов, эксперты МИРО. На периодических заседаниях Клуба обсуждаются различные методические вопросы, анализируется опыт управления инновационным развитием конкретных образовательных учреждений, проводятся консультации и т.д. Таким образом, в рамках данного клуба формируется региональное экспертное сообщество.
7-й шаг. Организация клубом экспертов повышения квалификации и стажировок широкого круга руководителей образовательных организаций и их заместителей по программе «Живая школа: стандарты социального качества образования».
8-й шаг. Управляющим советом и клубом экспертов периодически проводится аттестация на звание «Эксперта-консультанта» новых выпускников программы дополнительного профессионального образования «Экспертно-проектное управление развитием образовательных организаций в условиях реализации приоритетов образовательной политики Российской Федерации».
9-й шаг. Организация в образовательном пространстве г. Москвы консалтингового сопровождения развития школ силами подготовленной команды экспертов-консультантов.
В процессе консультирования используется технология системной экспертизы школы, разработанная под руководством профессора МГПУ В.А. Ясвина, которая включает анализ данных о согласованности между ее образовательной, организационной и социальной подсистемами, а также анализ соответствия каждой из этих подсистем заявленной миссии школы. Выделяются следующие содержательные блоки системной экспертизы школьной организации:
-
анализ представлений директора и его заместителей о состоянии школы, а также об её миссии и перспективах развития;
-
определение реально сложившейся в школе управленческо-педагогической модели;
-
анализ развивающего потенциала содержания образовательной программы школы;
-
экспертиза образовательной среды школы на различных уровнях (микросреда, локальная среда, взаимоотношения с макросредой) на основе анализа восприятия школьной среды различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педагогами, учащимися и родителями);
-
определение характера организационной культуры педагогического коллектива;
-
психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных категорий субъектов образовательного процесса;
-
оценка взаимной толерантности субъектов образовательного процесса.
Результатом обработки экспертно-диагностических данных является моделирование основных элементов школьных подсистем:
-
организационной подсистемы – построение модели организационной структуры школы;
-
образовательной подсистемы – построение моделей школьной среды, образовательного плана и образовательного процесса;
-
социальной подсистемы – построение моделей организационной культуры, взаимной толерантности и отношения к школе всех категорий субъектов образовательного процесса.
10-й шаг. Организация взаимодействия с другими регионами РФ для организации межрегионального, а в перспективе, и федерального профессионального экспертного сетевого сообщества в сфере образования. Осуществление дистанционного консультирования инновационного развития образовательных организаций на основе, разработанного в лаборатории гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования МГПУ, программно-диагностического комплекса для обеспечения процесса экспертно-проектного управления инновационным развитием образовательных учреждений, зарегистрированного в качестве интеллектуальной собственности.
Социально-культурная эффективность организации высокопрофессиональных региональных экспертных сообществ в сфере образования обеспечивается их дальнейшей самоорганизацией и саморазвитием. Экспертное сообщество является организацией, обеспечивающей повышение управленческой квалификации его членов в русле организации образовательных систем, направленных на реализацию новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Московского стандарта качества образования.
Эксперты
- Светлана Владимировна АГАШКОВА
- Римма Евгеньевна АНДРОНОВА
- Вера Александровна ГОРБЕНКО
- Олеся Аркадьевна ЖДАНОВА
- Иван Владимирович ЗАТОЛОКИН
- Евгений Вадимович ЗЕЛЕНОВ
- Анастасия Владимировна ИНОЗЕМЦЕВА
- Лариса Геннадьевна КУДРОВА
- Елена Владимировна ЛЕБЕДЕВА
- Сергей Сергеевич СЕХИН
- Юрий Борисович ТИХОРСКИЙ
- Ольга Александровна ТРЕТЬЯКОВА
- Елена Евгеньевна УЛУНЯН
- Елена Васильевна ЧЕРКАЛИНА
Материалы
Учебная презентация научного руководителя.
Аналитические карты образовательных учреждений.
Экспертно-проектные таблицы для анализа организационно-образовательной подсистемы и анализа параметров среды.