Из рецензий на книгу «Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие» под редакцией В.А. Ясвина и В.А. Карпова.

Анатолий Алексеевич ДЕРКАЧ

Анатолий Алексеевич ДЕРКАЧ
доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО:

Разработанная модель образовательной системы представляет собой качественный научно-методический продукт, созданный совместными усилиями ученых-проектировщиков Международного центра экспертизы и проектирования образовательных систем и педагогами-практиками школы «Новое образование». Это хороший пример эффективного научного руководства развитием образовательного учреждения.

Успех данной разработки обусловлен использованием системного подхода в педагогическом проектировании. На основе глубокого осмысления философии и истории образования, а также образовательной политики определены цели и ценности школьного образования, адекватные тенденциям развития социально-культурной ситуации в России, сформулирована миссия современной школы. Исходя из цели формирования социально зрелой личности, стремящейся и способной к созидательной и преобразовательной деятельности, подобраны соответствующие технологии организации образовательного процесса и образовательной среды, разработана структура содержания образования, а также создана система управления образовательной деятельностью школы. Особенно важно, что все эти элементы образовательной системы хорошо согласуются между собой, обеспечивая этим эффективность образовательной системы в целом.

Следует отметить, что авторами не только используются модели и технологии, ранее разработанные психолого-педагогической наукой, но и апробируются оригинальные методики проектирования и мониторинга образования, созданные в рамках данного проекта: методика психолого-педагогического проектирования образовательной среды, методика психолого-педагогической экспертизы образовательной среды, методика диагностики субъективного отношения к школе, программа тренинга педагогического взаимодействия и др.

Большой интерес представляет также ряд организационно-педагогических механизмов, использованных при организации образовательной системы школы: индивидуальный образовательный план, обеспечивающий продвижение учащегося по персональной образовательной траектории; создание детско-взрослых сообществ во главе с педагогами-наставниками и др.

Важнейшим результатом данной работы является создание алгоритма проектирования и организации образовательной системы школы. Описаны основные направления и этапы проектной и организационной деятельности образовательного учреждения. Используя данный алгоритм, могут быть разработаны образовательные системы для школ, функционирующих в самых разных условиях.

Представляется целесообразным проведение Международным центром экспертизы и проектирования образовательных систем цикла обучающих семинаров для руководителей школ и педагогов с целью распространения данного опыта.

Ирина Алексеевна ЗИМНЯЯ

Ирина Алексеевна ЗИМНЯЯ
доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО:

Рецензируемая книга представляет собой, на мой взгляд, новое для педагогической науки междисциплинарное осмысление и системное обоснование современной школы.

Это прецедент подлинно междисциплинарного рассмотрения данной проблемы с позиций методологии, что выражается в самой постановке вопросов и определении исходных принципов при рассмотрении каждого из аспектов проблемы. Такой подход позволил достигнуть системности рассмотрения всего явления, как некого сложного образования, где каждый уровень рассматривается либо как микро-, либо как мезосистема, входящая в макросистему всего построения.

При этом нельзя не отметить, что представленная работа содержит в себе и собственно проектное начало, и констатационно-результативное.

Второй план междисциплинарности соотносится с историей педагогики. Если в работе В.А.Ясвина "Моделирование образовательной среды", опубликованной в 1997 году, был намечен историко-педагогический экскурс школьного образования на основе разработанной автором методики векторного анализа, то в данной работе этот план рассмотрения проблемы оправданно углублен и расширен, структурирован для каждого образовательного этапа в школе.

Третий план междисциплинарности - собственно педагогический. Как я уже отметила ранее, был разработан и применен новый в педагогике метод векторного моделирования образовательных сред (на основе системы координат с осями "Свобода-Зависимость" и "Активность-Пассивность"), который в данной работе используется уже не только в констатационной логике, но и в логике педагогического проектирования. Это позволяет четко устанавливать связь между образовательной средой и другими компонентами образовательной системы школы. При этом следует отметить методологическую эффективность понимания школьной среды, как совокупности образовательных условий и развивающих возможностей, а также использования в данной работе многоуровневого проектирования образовательной среды (индивидуальная среда, микросреда, локальная среда, макросреда), которое, безусловно, представляется перспективным для широкого применения в педагогической практике.

Четвертый план - психолого-педагогический, в контексте которого авторы не только фиксируют сами принципы индивидуализации, личностного становления и личностного роста, но и показывают организационно-методические механизмы их реализации. В психолого-педагогическом плане следует также признать очень важной фиксируемую авторами целесообразность использования нетрадиционной триады: представления - отношения - деятельность. И хотя авторы используют идеи компетентностного подхода в образовании, с удовлетворением хочу отметить, что формирование человека как ответственного субъекта деятельности находит отражение в портрете выпускника (способность к различным видам деятельности, понимание различных общностей, умение координировать усилия субъектов деятельности и т.п.).

Существенно, что индивидуализацию образования авторы рассматривают в контексте создания оптимальных условий и возможностей для максимального удовлетворения личностных потребностей ребенка (по Маслоу и Климову), с учетом трех факторов: потребностей развивающейся личности, требований организации (школы), данных внутришкольного контроля (мониторинга).

Обращает на себя внимание и пятый аспект - управленческий, в контексте которого рассматривается организационная структура школы.

Такое междисциплинарное представление проекта современной школы усиливается эффективными формами подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации.

В целом эта работа может рассматриваться как определенная модель организации современного образования.

В рецензиях принято использовать штампы ("хотелось бы высказать авторам пожелание...", "вместе с тем, можно было-бы...", "лучше-бы, если..." и т.п.), что всегда предполагает, что есть сам материал, по которому высказываются замечания. В данном случае, полагаю, что материал самодостаточен в том виде, в котором он сделан.

Это новый, оригинальный, теоретически обоснованный, профессиональный взгляд на образование.

Можно пожелать, чтобы все проектируемое имело место быть и состоялось бы в будущем!

Артур Владимирович ПЕТРОВСКИЙ

Артур Владимирович ПЕТРОВСКИЙ
доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО:

Проблема создания вариативных моделей образовательных систем – крайне актуальна для развития современной российской школы. Приходится констатировать, что в отечественной педагогической науке этой проблеме до сих пор уделяется недостаточно внимания.

Учёными в тесном сотрудничестве с педагогами создан комплексный научно-методический продукт, представляющий интерес для различных образовательных учреждений. В предлагаемой модели школьной образовательной системы проработан ряд организационно-педагогических механизмов, обеспечивающих реализацию основных приоритетов национальной образовательной политики.

Разработчиками на высоком методологическом уровне успешно решены проблемы индивидуализации и профилизации школьного образования путем реализации индивидуальных образовательных планов и проектирования аутентичной образовательной среды для учащихся. Идея аутентичного образования, предлагаемая авторами, обеспечивает формирование важнейших качеств, необходимых для успешной жизни человека в современном мире – личностной свободы и социальной активности.

Эти образовательные цели достигаются на основе глубоко продуманного выбора философско-педагогического подхода к организации образования, а также тщательного подбора оптимальных психолого-педагогических и организационно-методических технологий.

Предлагаемая модель школьной образовательной системы соответствует современным мировым тенденциям развития образования; опирается на рекомендации Российской академии образования; отвечает требованиям, сформулированным в нормативных документах Министерства образования РФ.

Научно-методические материалы, представленные авторами, отличаются последовательностью и четкостью изложения, хорошо иллюстрированы схемами и таблицами.

Радует, что авторы проекта предпринимают соответствующие шаги к его апробации в условиях различных образовательных учреждений. Опыт проектирования и практической реализации модели аутентичного образования, накопленный специалистами Международного центра экспертизы и проектирования образовательных систем и педагогами школы «Новое образование», несомненно, заслуживает внимательного изучения и распространения в российских школах.